Исторические города в современном архитектурном пейзаже как отражение социальной памяти и психологического пространства человека
В изобразительном искусстве взаимоотношения эпох имеют множество аспектов художественного выражения. Художник, обращаясь к предметам прошлых эпох, использует их как цитаты в современной живописи, как документальные иллюстрации, и в то же время как форму мемориализации современной культурной эпохи.
Таким образом, исторический пейзаж может рассматриваться как художественная форма коммеморации (коллективной социально-исторической памяти) города, его ландшафта, психологического пространства.
Коммеморация как форма “памятования” и своеобразной трансформации явлений изначально включает в себя игровое начало, основанное на интерпретации личностного переживания автором культурного пространства. Поэтому в модернизации художественного сознания коммеморация хорошо вписывается в культуру постмодернизма, являясь художественной природой его процессов, где постмодернизм с его пристрастностью к эклектичному цитированию и современное искусство выступают как формы памятования, как игровая культура пространства современности.
Рассмотрим некоторые особенности коммеморации в современной живописи пермского художника Валентина Жданова.
Валентин Васильевич Жданов, заслуженный художник России, в течение многих лет выезжает на пленэры в различные города нашей страны. Пленэр предполагает живопись на открытом пространстве и разработку свето-тональных и колористических особенностей в написании пейзажа. Тем не менее, современный художник, обращаясь в пейзаже к ландшафту исторических городов или значительному памятнику, наряду с пленэрными задачами создаёт в картине своеобразное коммеморативное пространство. Обращаясь к произведениям разных лет, можно отметить богатство изобразительно-выразительных и композиционных средств в создании пейзажа исторических городов. В картинах “Соликамск. Соборная площадь” и “Кунгур. Мост через Сылву” конструктивно-композиционное решение используется как принцип смыслообразования, подчёркивая нравственно-этическую тему в сопоставлении патриархальности прошлого и урбанистических черт настоящего.
Одним из средств эмоционального переживания может выступать характер ландшафта местности, причём, используется не только его реальное восприятие: резкие перепады планов (“Пермь. Пруд в Мотовилихе”), но и пространственные решения с цитированием пространственного решения художников прошлого (Н.Пуссен «Пейзаж с Полифемом» или П. Сезанн «Гора Виктория») в произведении “Чердынь. Вид на гору Полюд”.
Условный язык изобразительного искусства прочитывается и в передаче воздушного пространства (“Верхнечусовские городки”, “Вертолёт над Уржумом”, “Яранск”). В ночном небе над монастырём Верхнечусовских городков изображён просвет, условно поддержанный воздушным шаром, Тишина небольшого провинциального городка Уржум разбужена шумом вертолёта. В другом случае (“Вертолёт над Яранском”) современность включается в повседневный быт патриархального городка. Художника поразили дворы с поленницами дров: всё ещё топят печи как в старину.
Диптих “Тарутино” был написан на местах былых сражений с армией Наполеона у деревни Тарутино и под Малым Ярославцем. В память о победе над французской армией жители Тарутино поставили памятник, который стал главным предметом композиционного решения правой части диптиха.
Рядом с памятником росло дерево. Художник его изображает сухим и изломанным: как бы напоминая о последствиях сражения. Над памятником в небе — осветлённое пространство. Этот живописный приём вызывает ассоциативные сопоставления со светом победы.
В левой части диптиха – летящий ангел с мечом разгоняет тьму – метафора изгнания вражеского нашествия.
В коммеморативных решениях ассоциативные сопоставления один из распространённых художественных приёмов создания композиции смыслов. Это характерно и для работ, посвящённых Тотьме и Спасо — Суморинскому монастырю, где изображены монах Феодосий Суморин, основатель монастыря, и на гербе города бегущий чёрный лис. Местное предание напоминает о пребывании купцов на Аляске, где отлавливали чёрных лисиц и успешно торговали ими.
Великий Устюг ассоциируется со святым Прокопием Праведным. В картине он изображён молящимся в городской среде. Предание гласит, что святой усердной молитвой спас город от каменного дождя.
Другая композиция, посвящённая ночному пейзажу Великого Устюга, написана под впечатлением развала Советского Союза. («Великий Устюг. Кот , собака и ангел-хранитель»). Эти же впечатления сложных времён постперестроечной эпохи легли в основу произведения «Кирилло-Белозерский монастырь. Апокалипсис». В реальный сюжет подворья монастыря художник вводит апокалиптический символ пылающего Армагеддона и экспрессию обезумевшей лошади, как жертвы Апокалипсиса.
Одной из излюбленных тем городского пейзажа в творчестве Валентина Жданова является тема двора, которая перекликается с ностальгической темой тихой провинции, темой детства, повседневности и элегическими воспоминаниями. Колористическими и живописно-тотальными средствами художник создаёт психологическое пространство, пронизанное разновременными и разными пространственными ассоциациями. («Пермь. Двор Аниного детства», «Козмодемьянск. Большой старый дом», «Яранск. Двор», «Уржум. Звуки сумеречной свирели»).
Разрабатывая на основе документального исторического материала художественный образ и по-своему переосмысливая его, художник в какой-то мере занимается мифологизацией истории.
На эту особенность творческого процесса обращал внимание известный русский философ Николай Александрович Бердяев . Он отмечал, что в осмыслении исторических событий, то есть в их интерпретации уже происходит рождение мифа. Если история стремится к конкретизации событий, то миф, по мнению Бердяева, интерпретируется в зависимости от контекста культуры. Таким образом, художник, создавая произведения на основе исторической документальности, подчиняет реальность факта изобразительно-выразительным свойствам жанра в авторской интерпретации, «привнося при этом новые образно-эстетические контексты».
В современном искусстве мифологизация истории является одним из художественных средств, основанная на игровом начале смысловых смещений: ассоциативности, взаимозаменяемости и взаимодополнении. Можно отметить, что мифологизация истории и историзация мифа присутствуют в нашей культуре как одно из качеств постмодернизма, которое используют художники в своём творчестве.
Пребывание Валентина Жданова с группой художников в столице республики Марий Эл в Йошкар-Оле было тому подтверждением. Современная архитектурная планировка городского пространства, стилистика городской архитектуры, дизайнерское решение городских часов с осликом, спасающим икону Богоматери Троеручицы и композиция «Двенадцать апостолов», посвящённая въезду Христа в Иерусалим (Вербное воскресенье) – зримое свидетельство мифологизации пространства современного города.
В конкурсе на тему, посвящённую городу Йошкар — Ола Валентин Васильевич выбрал сюжет с осликом, создав свою трансформацию мифа. Его ослик несёт икону на спине, спасая её от иноверцев, не по суше, а в небесном пространстве над городской площадью. Пространство неба и земли объединено легкими лессировками воздушной среды в её живописной утончённости и импрессионистической изменчивости.
Алексей Фёдорович Лосев, писавший о символической природе мифа, отмечал «… миф никогда не есть только схема, или только аллегория, но всегда прежде всего символ, и , уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и усложнённо-символистические слои».
Символ, обладающий многозначностью смысловых понятий, интерпретируется не только подчёркивая художником его смысловые аспекты, но и характеризуется абстрактными формами, способствующими выявлению ассоциативных сопоставлений. В подобном ключе представлен диптих «На древней земле Тобольска». Обе части решены контрастно как отношение тёплых и холодных тонов. Едва намеченный дневной и ночной город пересечён условными линиями и плоскостями, ритмическая организация которых усиливает драматизм эмоциональной насыщенности полотен. Глядя на диптих, невольно вспоминается колокол, сосланный из Углича в Тобольск. Этот колокол звонил в Угличе «по убиенному царевичу Димитрию». Позже по приказу В. Шуйского колокол лишили «языка» и «уха» и отправили в Сибирь. Условная символика композиционного решения напоминает о реальных событиях далёкого прошлого.
Таким образом, современная живопись выступает как форма мемориализации эпохи. Произведения художника становятся частью коллективной социально-исторической памяти, где память характеризуется не набором фактологической информации, а как пространство, в котором в новой форме выражается трансформированная художником реальность, как отражение культурных смыслов.
А.Першина (Текст дан в сокращении)
Литература
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М. «Мысль», 1990.
2. Васильева Е.О. Коммеморация в практиках современной живописи. Автореферат диссертации по культурологии. – WWW. dissercat.com. ( Дата обращения 5 июня 2017 года.)
3. Дахин А.В. Город как место памятования.// Гуманитарная география. Альманах № 4. М.: Институт культурного наследия им. Д.С. Лихачёва. – М., 2006.
4. Живопись и новые формы искусства.// Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. и др. Мировая художественная культура. XX век. – М., 2007, с. 82.
5. Лойко О.Т. Онтология социальной памяти. Автореферат диссертации по философии. – Красноярск, 2004. – http:// chloveknauki.com/ ontologiya – sotialnoy – pamyati./ (Дата обращения 25.06.2017).
6. Лосев А.Ф. Миф – Число – Сущность.: Издательство «Мысль». – М., 1994, с.57.
7. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении. СПБ. «Искусство», 2000, с.129 – 136.