Искусство в диалоге культур и цивилизаций

 In Выставки, Статьи
vishera

Выставка «Историческая память» задумывалась как творческий отчёт группы пермских художников — живописцев по результатам пленэра за последние несколько лет по Пермскому краю: Вишера, Чердынь, Чусовой, Соликамск, Усолье, Чернушка и другие исторические места.
Проект «Историческая память» был предложен инициативной группой регионального отделения ВПП «Единая Россия», осуществлявшей финансирование пленэрных поездок.
В процессе разработки концепции выставки было решено расширить состав экспозиции: дополнить пленэрные этюды тематическими композициями живописных произведений и пригласить к участию скульпторов. В результате, сложилась экспозиция, представленная группой художников (24 автора – 12 живописцев, 3 графика, 9 скульпторов), творчество которых посвящено Пермскому краю, его истории, природе и людям. Их произведения раскрывают отношение к родной земле, интерпретацию событий прошлого, переданных средствами образно-художественного решения изобразительного искусства. В сегодняшней культуре рыночных отношений искусство наполнено ностальгией по традициям, углубляется и пересматривается историческое сознание общества.
Диалог культур прошлого и настоящего выступает в произведениях художников то как ностальгическая утопия по прекрасному, гармонии тихой жизни бытия (тем самым, как бы мифологизируя его содержание), то наполнено глубоким драматизмом, откровенно переданного или ассоциативно присутствующего, как некий контекст. В первом случае, это традиционные лирико-видовые мотивы в пейзажах Владимира Болотова, Валерия Новикова, Леонида Фомина, Владислава Щеглова, Аркадия Амирханова, Константина Матвиенко. К этому же типу относятся жанровые и портретные композиции в скульптуре Тамары Копытовой, Елены Симановой, Ивана Сторожева. Во втором случае – это усложнённые образно-метафорическим решением композиции, пронизанные экспрессией и символико-философскими размышлениями в работах Валентина Жданова, Рудольфа Веденеева, Николая Хромова.
География пленэрных поездок постоянно расширяется. Традиционное изображение северных исторических мест и центра Прикамья дополняются произведениями, написанными в южных районах. Один из недавних пленэров состоялся в Чернушинском районе. В рамках проекта «Историческая память» художники представили передвижную выставку работ Чернушинского пленэра, в котором запечатлели духовное возрождение святынь, преданных когда-то забвению. Это и Никольский храм, и прекрасные южные ландшафты Урала, и памятные места, связанные с именем С.П. Дягилева.
Значительное место в теме исторической памяти отводится изображению знаменитых людей Прикамья: известные личности в истории (один из основателей Перми В.Н. Татищев в скульптурной композиции Ивана Сторожева; модель памятника изобретателю радио А.С.Попову скульптора Алексея Матвеева; стела Рудольфа Веденеева, посвященная последним дням на пермской земле Великого князя Михаила Романова), выдающиеся люди искусства (П.И. Чайковский и С.П. Дягилев в композициях Анатолия Уральского, портрет губернского архитектора А.Б. Турчевича в живописи Константина Суслова. Дополняют этот ряд современные мастера: артист балета Дмитрий Бозин в роли Дон Жуана Рафаэля Гусейнова и портрет – бюст народного художника России А.П. Зырянова Елены Симановой.
Художники обращаются к традициям народного искусства, как например, в фольклорной интерпретации портрета девочки «Свет мой, зеркальце…» Виктории Нестеровой, или в повышенной декоративности, придающей своеобразную праздничность чердынскому пейзажу Галины Хоменко, в фольклорно-метафорической интерпретации жанрового мотива произведения «После работы. Хоровод» Владимира Болотова, «Утро хозяина двора» Любови Малышевой.
И, конечно же, традиционным является жанр пленэрного пейзажа, который переплетается с исторической тематикой (Любовь Малышева «Умытый город», Василий Аникеев «Строгановская регата», Константин Николаев «Солнечный день», Елена Постнова «Дом на набережной» и другие. трактованная через пейзаж: Сергей Подрез «Пушки Мотовилихи», «Вид на гору Полюд», современная Пермь и исторический Соликамск в произведениях Валентина Жданова, вид на старый Кунгур Любови Малышевой, по-новому увиденные пейзажи Усолья Василия Аникеева. В целом, произведения, представленные в экспозиции, — это попытка средствами искусства пробудить в современниках чувства причастности к истокам наших традиций и духовной самобытности, а само участие художников в этой выставке может восприниматься как сегодняшняя история.

А.Жданова

Recent Posts

Start typing and press Enter to search