Материалы выставки произведений Валентина Жданова «Отголоски: мифы, миражи…реальность»
Экспозицию представляют произведения 1990-х -2000-х гг. и 2001-2014 гг.
1990-е годы –начало пленэров на Байкале, на творческой даче художников. Выезжал в начале и середине 1990-х гг
Открывается этот период темой озера Байкал. Местные предания, рассказы о природе и жизни людей заставили художника обратиться к сюжетам шаманского цикла. Квадриптих строился на подсознании: глубина Байкала и глубина подсознания самого художника, отсюда спонтанность и ассоциативность в образно-пластическом решении. На одной из частей квадриптиха художник изображён с палитрой в руке, как бы в момент творческого экстаза, летящим в глубину своего подсознания.. В основе замысла лежат первые впечатления от Байкала
.Байкал , его история , его древность, местные рассказы о самом озере, о нерпе, которая постоянно выныривает на середине озера и подолгу смотрит в сторону берега,. как бы тоскуя о людях , языческие обряды всё ещё встречающиеся здесь в виде молодых берёзок, украшенных разноцветными ленточками и завязанными верёвочками, высохшие черепа животных, которые использовали шаманы в своих ритуалах,-. словом, вся необычность среды придавала некий мифологизированный характер обыденной повседневности
Середина девяностых отмечена работой «Дискотека. Бухта Песчаная».
Дискотека молодых людей в бухте Песчаной воспринималась сквозь призму мифологических образов античности. Казалось, что это оргия вакхических плясок Диониса (юноша с венком на голове). Сквозь приоткрытую дверь виден Байкал, кораблик, на котором приплыли сюда эти люди. Тёпло-холодное колористическое решение, сиюминутное и вечное (люди и природа) придают своеобразную таинственность этой встречи, загадочность столкновений в местах, где обитает вечность.
Вторая половина девяностых – продолжение создания работ мифологического плана. За основу взяты темы Пермского края: пермский звериный стиль и Рифей ( так в древности назывались Уральские горы). В какой-то мере, это и следствие выполнения работы для Пермского краеведческого музея. Для отдела археологии необходимо было выполнить ряд станковых работ и фризовую роспись на тему археологических раскопок.
Полиптих «Пермский звериный стиль» имеет и другое название «Скульптура Генри Мура в пространстве пермской архаики». Архаика в творчестве художника многозначна, она как отправная точка от того, что уже отстоялось. Это не столько сюжетно-тематическая основа его произведений, а ,скорее, образно-пластическая и стилистическая составляющая. В этом же контексте следует рассматривать и диптих, посвящённый творчеству Пауля Клее, «С тех пор прошло много времени». Произведения П.Клее содержат много мотивов негритянских росписей: силуэты, ритмы, характер условности. Мотивы архаики характерны и для творчества Х.Миро , П.Пикассо и др.
Полиптих «Каменный пояс» -результат общения с археологами и научными сотрудниками Краевого музея, работающими с экспозиционными залами, где представлены горные породы Урала. Художник хотел воссоздать в камнях присущий им мир, который живёт по своим законам. У камней есть своё пространство, своя атмосфера. У них есть своё солнце –астрофилитовое солнце, горный хрусталь может вернуть прошлое в настоящее (родители художника у своего дома), хозяйка медной горы зелёная как малахит и маленькая. так как малахит –оберег детей. С яшмой связано представление об Уральских горах как о центральной, главной точке России. (Аналог предания о яшмовой горе в Китае), лазурит- камень Венеры любви (как подарок влюблённым), селенит – камень Луны: маленький человечек как паучок поднимается к холодному и таинственному светилу, друзы собираются и фокусируются в своеобразный букет цветов.
Полиптих «Этруски» — как результат новых впечатлений. Цветовое решение шло от атрусской архитектуры и керамики. Хотелось сказать, что мир современного человека живёт в сознании реальности и мистики. Фантазия., мистические образы как бы составляют основу современной реальности, где все пространства смещены и время в этих пространствах остановилось.
2000-е годы- имеют два периода:: 1) 2001-2010 и 2)2011- 20014 гг.
2000 – 2010 -это пленэрные поездки по Пермскому краю ( Чердынь, Соликамск, Кунгур, Березники, Чернушка, Оса и д.), на восток и северо-восток, и прежде всего, в Тобольск , Тюмень и Ирбит.
После 2010 года география пленэрных поездок расширилась в города Южного Урала (Курган, Орск), Западного Урала и Поволжья ( Киров, родина братьев Васнецовых Рябово,
Космодемьянск, Яранск, Йошкар-Ола и др.).Часто выезжает на пленэры в Подмосковье, в исторический город военной славы (Отечественная война 1812 года) Малый Ярославец и в Коломну.
Характеристика отдельных работ 2000-2013 гг.
Тема птиц. Обращение к птицам — явление довольно частое, как и , в целом ,тема полёта, экспрессии, скрытого движения. Это привносит некоторую случайность в реальный мотив, иногда мистическое настроение или метафорический образ, в другом случае, как ассоциация с внешним образом. ( «Соликамск. Соборная площадь», «За околицей», триптих «Птицы Рифея» триптих «Полёт птицы»), «Стены старого уральского завода» и др.
Через все годы проходит образ горы Полюд.( «Вид на гору Полюд») Она находится в Чердыни, видна отовсюду, является своеобразным символом древности Чердыни, это своего рода уральская Фудзияма (как у Хокусая) .Чердынь- древнейшая столица пермских земель: Чердынь, Соликамск Кунгур, Пермь ( в исторической последовательности.). Мечтает написать большую серию работ на чердынскую тему. Эта тема проходит через всё творчество.
«Композиция в серых тонах» (Условный автопортрет-настроение) и « Пейзаж в серых тонах» ( Подмосковье)-поиски живописной условности( графичность, монументальность и пленэрное решение).
«Малоярославская весна»: весна, дороги, много дорог, как ассоциации с историческим прошлым.. Особенность местного колорита: нежная зелень.
Триптих «Полёт птицы». Из темы Урала. Тени бегут по горам. Тени от облаков как от полёта птицы. Горы вечные , тени сиюминутные Центральная часть –Камское водохранилище, чайка , опрокинутый натюрморт: что-то упало, прокатилось между вечным и сиюминутным. Правая часть –закат, на фоне заката птица реальная и метафорическая, в природе переход от дня к ночи.
Триптих «Птицы Рифея».В основе триптиха интерпретация пермского звериного стиля: человек и птица человеко-лось, птица как посредник между мирами небесным, земным и подземным, как птица, так и зверь трактуются в синкретическом сопоставлении с человеком.
«Паром».. Паром видел на Каме в Соликамске. Впечатления перенесены на Березники: заводские трубы возвышаются на другом берегу реки, который в картине и не является берегом, а как и паром, словно поднят в небеса. Тяжёлая реальная жизнь, на лицах людей безысходность и надежда на чудо Такие ассоциации возникли в сложные времена начала третьего тысячелетия. Березники- город, .построенный как социалистический город 1930-х годов.. Люди живут молчаливой надеждой на светлое завтра.
«Стены старого уральского завода» написаны в Ирбите .Раньше на этом месте стояли торговые ряды, потом завод, теперь .заросший травой с облупившимися стенами, интерьер. Но и здесь течёт своя жизнь. Пространства обживают птицы. Заброшенные интерьеры живут как люди. Всё в мире взаимосвязано: свет и тени по-своему оживляют пространство , делая его одухотворённым и привлекательным. Сюжет раскрывается через постепенное постижение и обживание пространства.
Города: _ Ирбит «Старый Ирбит .Молодой месяц», ( противопоставление)_ Пермь «Дождь в городе» (пермский пейзаж с портретным сходством),_»Пруд в Мотовилихе» ( исторический город и современный транспорт), Яранск («В небе над Яранском» -тихий провинциальный городок. Вертолёт в небе – это событие), «Дом с приведениями» ( Знаменское, пригород Яранска, раньше на этом месте стоял монастырь, остались некоторые постройки, вечернее освещение, последний предзакатный луч). Тобольск – «Ветреный день в Тобольске» (пленэр, для передачи экспрессии пейзажа используются выразительные средства поверхностного слоя –фактуры живописи).. Кунгур – «А у нас во дворе» ( историческая часть Кунгура , пленэр, старые дома, жизнь людей).
Искусство Валентина Жданова относят к числу тех художников , в творчестве которых широкая вариативность живописного взгляда на мир передаётся через традиционный и метафорический пейзаж, но и в том и в другом случае для них важен не сам мотив, а его цветовой сюжет и композиционная пластика..
Сбор материала и комментарии А Ждановой.