Групповая выставка «Пространство цвета»

Групповая выставка «Пространство цвета» состоит из двух частей. Первой части дано название «…И птицам с нами было по дороге» (Арсений Тарковский). Её тема – роль пленэра и его влияние на особенности света и цвета в творчестве художника – живописца.
В экспозиции представлены произведения живописи и графики (акварель) пермского художника Валентина Жданова и его друзей: москвички Татьяны Петровой и живописцев Подмосковья – Любови Евстратовой и Сергея Циркина.
Вторая часть называется «Квадратура живописи». Её тема – соотношение реальности и условности, света и цвета, двухмерного пространства и иллюзии глубины. Экспозицию составляют произведения В. Жданова, в которых использовались различные формы живописной условности : от предметного образа до абстрактно – знакового.
В первой части выставки «Пространство цвета» принцип живописной тональности выступал как ориентир (модуль) формо-и-смыслообразования, трансформируя реальный мотив в новую реальность художественного образа.
Задача второй части выставки экспозиции «Квадратура живописи» — показать поиск условной формы, ведущей к образу-знаку, не теряя при этом связи с первоисточником – реальным мотивом.
Содержание экспозиции продиктовано желанием привлечь внимание к извечному стремлению художников создать равновесие природного , естественного и художественного, условного средствами искусства.
Термин «квадратура» был известен уже в античности, затем к нему прибегали ренессансные художники. Особое развитие он получила в XVII-XVIII веках, когда стал особым жанром живописи. В итальянских трактатах этого времени «квадратура» употребляется в значении ведута (видовой пейзаж).
В контексте экспозиции жанр квадратуры выступает не как видовой пейзаж, а в качестве знакового символа природы, земли. Превращение реального мира на язык художественной условности – это не результат, а процесс, где материал (цвет и свет) в руках человека (художника) создаёт мир второй реальности (искусства).
В экспозицию выставки введена изобразительная цитата, передающая «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи. Со временем символическое соотношение квадрата, круга и человека рассматривается в качестве пропорционального модуля условного языка искусства.
Человек, вписанный в круг и квадрат, не только передаёт прямой интерес к пропорциям человека, но и используется в переносном смысле для привлечения внимания к человеку – творцу, модулю, мере всех вещей, олицетворению единства материального и духовного, предметного и условного. В этом контексте «квадратура живописи» выступает как творческий процесс единства материального мира и его образно-живописного воплощения, переосмысленного художником.